Ура! Представляю вашему вниманию очешуительную статью про параллели между ОБ и книгой Хаксли "О дивный новый мир". Перевод у меня получился не самый гладкий, прошу простить, да и все же identity - это не совсем "индивидуальность". Переводя эту статью, я неоднократно задумалась о том, насколько глубокий на самом деле ОБ сериал - сколько там может быть интересных слоев, отсылок - под внешним великолепием экшн-сай-фай драмы про не-одинаковых девочек. Ну и приятно осознать, насколько авторы любят классику фантастики=)
Еще имейте в виду, что текст написан в 2013 - второго и третьего сезона еще не было.
Итак:
Оригинальный текст:
www.redherry.com/2013/08/parallel-collision-orp...
Переводы фрагментов "О дивного нового мира":
lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt
***
Ни для кого не будет сюрпризом, что создатели сай-фай драмы Orphan Black, вихрем захватившей медиа и интернет, добавили несколько отсылок к книге "О дивный новый мир" Алдоса Хаксли в свое детище. И сериал, и повесть основываются на идее клонирования человека, а также обращаются к темам различных классов в социуме, разлому традиционных семейных "ячеек общества", причинам и последствиям фармацевтически созданного счастья, и потере самоидентификации.
Но вот что реально может оказаться сюрпризом - так это то, насколько сильны и глубоки параллели и как много из них вы могли упустить - даже будучи на пятом перепросмотре.
Так как вы, скорее всего, читали "О дивный новый мир" на втором курсе универа или вообще никогда, то вот краткий пересказ: действие повести разворачивается в дистопическом мире будущего, где ученые используют клонирование и стимуляторы для того, чтобы контролировать каждый аспект личности. Сюжет развивается вокруг Джона Дикаря, который вырос в резервации. Джон - незаконное дитя директора воспитательного центра. Когда личность Джона раскрывается, он интегрируется в общество, что заканчивается плохо для всех. Больше информации - на википедии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E_%D0%B4%D0%B8%D0%B2...
Теперь, когда вы все в курсе истории, вы видите, что идеи Orphan Black тесно связаны с идеями "О дивный новый мир". Теперь давайте копаться глубже.
В "О дивный новый мир" создание популяции низшей касты - главная цель клонирования. Согласно Директору Инкубатория и Воспитательного Центра:
"Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках! -- Голос у Директора слегка вибрировал от воодушевления. -- Тут уж мы стоим на твердой почве. Впервые в истории. "
Здесь клонирование определяет место в социуме, и, следовательно, жесткую коллективную идентичность. Orphan Black же выворачивает эту идею наизнанку. Все клоны генетически идентичны (ну практически все), но каждый из них вырос в разной культурной среде и социально-экономической обстановке. В результате, наука, похоже, не сосредоточена на создании клонов для избавления мира от индивидуальной идентичности, а для изучения факта наличия индивидуальной идентичности у клонов вообще.

Кризис идентичности
Это приводит нас к идее потери индивидуальности. В "Дивном новом мире" удаление этой самой индивидуальности проводится на самом высоком, государственном уровне - и эта идея лежит в основе истории. Однако никто из разных героев не появился на свет благодаря клонированию (у Хаксли только низшие классы - Гаммы, Дельты и Эпсилоны создаются при помощи клонирования). Даже те персонажи из низших слоев, что клонированы, тщательно и целенаправлено воспитываются таким образом, что бы не иметь ясного представления об индивидуальности вообще.
В Orphan Black же страх потери собственной идентичности базируется на очень личном уровне. Каждый раз, когда Сара сталкивается с новым клоном, она чувствует раскол в своем личном ощущении себя, что приводит к драматическому вопросу - если существует больше одной версии тебя, то ты сам-то - кто?
Этот вопрос приводит к вопросу принадлежности. У Хаксли человек не принадлежит самому себе. В Orphan Black же речь идет об отрицательных последствиях подобного мироустройства. Когда клоны начинаются бороться с тем фактом, что их организмы запатентованы, их свобода и самоуважение, которым угрожают создатели клонов, становятся вещественными и ощутимыми.

"Мы не принадлежим себе,
равно как не принадлежит нам то, что мы имеем. Мы себя не сотворили, мы
главенствовать над собой не можем. Мы не хозяева себе." Архипеснослов или ПроКлон? А это вы мне скажите. Десять очков Слизерину, если Рейчел скажет подобное во втором сезоне. (эх, не сказала - прим.пер).
Чтобы справиться и разобраться с подобными трансцендентными вопросами, люди зачастую обращаются к эзотерике или религии. В "Дивном новом мире" и Orphan Black наркотики помогают справиться с тяжестью выбором. В мире Хаксли сома поддерживается на государственном уровне - она помогает отвлечься от печального состояния общества. В Orphan Black мы наблюдаем такое же отношение к фармацевтике. Элисон употребляет препараты, когда ее "клоновость" мешает наблюдать идеальный фасад прекрасной семейной жизни. Бет также употребляла наркотики, которые ей выписывал терапевт, и даже Сара использует кокаин Вика для побега из своей старой жизни - полной суеты и криминала.

Если что-то пойдет не так, всегда есть сома.
Эта идея всеобъемлющей наркотической зависимости прекрасно коррелирует с сай-фай составляющей обеих историй. Пробуждается страх - страх того, чего именно сможет достичь наука в будущем, и как сильно смогут травмировать психику и тело эти достижения.
В роли героя, который собой олицетворяет эти страхи, выступает один из злодеев сериала - доктор Алдос (как и Хаксли) Лики. И, на всякий случай, если эта концепция не будет очевидна, вот маленькое напоминание от всеми любимой секси-шпионки:

Отличная работа в подчеркивании этой параллели, Дельфина. Молодец. Десять очков Шармбатону.
Но, возможно, самая глубокая отсылка находится там, где ее никто и не искал. В самой первой сцене пилота, мы видим, как Сара становится свидетельницей самоубийства Бет. А затем совершает двусмысленный с моральной точки зрения поступок - крадет документы Бет и ее деньги. В этой сцене много чему можно уделить свое внимание - и потрясающе легко отвлечься от того, что станция-то называется Huxley Station (станция Хаксли).

Станция Хаксли - как локация - служит осью, по которой развивается весь сюжет Orphan Black. Все последующие события вращаются вокруг того, что случилось на этой станции. Суицид Бет служит толчком для Сары, катализатором всего случившегося после. Но связь между Хаксли и местом смерти Бет приводит нас к еще более мощным связям.
Смерть Бет именно на станции Хаксли показывает ее в мрачно-ироническом ключе, особенно после того, как осознаешь всю глубину паралеллей между Orphan Black и "Дивным новым миром". По тому, как Бет аккуратно складывает пиджак и туфли мы понимаем, что ее суицид был тщательно спланирован. Бет не оставила себе никакой надежды на благополучный исход, на волю случая, и принимая это во внимание, ее выбор - убить себя именно на станции Хаксли - выглядит практически поэтичным.

"Я - это я; уйти бы от себя"
Смысл помещения отсылки к ОДНМ в самый первый эпизод обращает на себя внимание сама по себе. "Станция Хаксли" - самая первая фраза, сказанная в сериале. Эта фраза вводит Сару в мир Orphan Black, буквально пробуждая ото сна (!!! - прим.пер.), и показывая зрителю на первый взгляд безобидное место - которое чуть позже показывает свою темную, скрытую сторону.
Напоследок важно заметить, что Orphan Black начинается с суицида, когда "О дивный новый мир" им заканчивается. Это, помимо всех прочих кивков и отсылок к "О дивному новому миру" и самому Хаксли, доказывает, что Orphan Black является идеологическим наследником "О дивного нового мира". Сай-фай как жанр никуда не девается, и это хорошо. Ведь он поднимает темы, важные сто лет назад, важные сегодня и важные в будущем.
Дамы и господа, время обратить внимание на ваш телевизор - он не только плавит ваши мозги, но и заставляет их думать.
(с)
перевод Ehwas
Еще имейте в виду, что текст написан в 2013 - второго и третьего сезона еще не было.
Итак:
Оригинальный текст:
www.redherry.com/2013/08/parallel-collision-orp...
Переводы фрагментов "О дивного нового мира":
lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt
***
Ни для кого не будет сюрпризом, что создатели сай-фай драмы Orphan Black, вихрем захватившей медиа и интернет, добавили несколько отсылок к книге "О дивный новый мир" Алдоса Хаксли в свое детище. И сериал, и повесть основываются на идее клонирования человека, а также обращаются к темам различных классов в социуме, разлому традиционных семейных "ячеек общества", причинам и последствиям фармацевтически созданного счастья, и потере самоидентификации.
Но вот что реально может оказаться сюрпризом - так это то, насколько сильны и глубоки параллели и как много из них вы могли упустить - даже будучи на пятом перепросмотре.
Так как вы, скорее всего, читали "О дивный новый мир" на втором курсе универа или вообще никогда, то вот краткий пересказ: действие повести разворачивается в дистопическом мире будущего, где ученые используют клонирование и стимуляторы для того, чтобы контролировать каждый аспект личности. Сюжет развивается вокруг Джона Дикаря, который вырос в резервации. Джон - незаконное дитя директора воспитательного центра. Когда личность Джона раскрывается, он интегрируется в общество, что заканчивается плохо для всех. Больше информации - на википедии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E_%D0%B4%D0%B8%D0%B2...
Теперь, когда вы все в курсе истории, вы видите, что идеи Orphan Black тесно связаны с идеями "О дивный новый мир". Теперь давайте копаться глубже.
В "О дивный новый мир" создание популяции низшей касты - главная цель клонирования. Согласно Директору Инкубатория и Воспитательного Центра:
"Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках! -- Голос у Директора слегка вибрировал от воодушевления. -- Тут уж мы стоим на твердой почве. Впервые в истории. "
Здесь клонирование определяет место в социуме, и, следовательно, жесткую коллективную идентичность. Orphan Black же выворачивает эту идею наизнанку. Все клоны генетически идентичны (ну практически все), но каждый из них вырос в разной культурной среде и социально-экономической обстановке. В результате, наука, похоже, не сосредоточена на создании клонов для избавления мира от индивидуальной идентичности, а для изучения факта наличия индивидуальной идентичности у клонов вообще.

Кризис идентичности
Это приводит нас к идее потери индивидуальности. В "Дивном новом мире" удаление этой самой индивидуальности проводится на самом высоком, государственном уровне - и эта идея лежит в основе истории. Однако никто из разных героев не появился на свет благодаря клонированию (у Хаксли только низшие классы - Гаммы, Дельты и Эпсилоны создаются при помощи клонирования). Даже те персонажи из низших слоев, что клонированы, тщательно и целенаправлено воспитываются таким образом, что бы не иметь ясного представления об индивидуальности вообще.
В Orphan Black же страх потери собственной идентичности базируется на очень личном уровне. Каждый раз, когда Сара сталкивается с новым клоном, она чувствует раскол в своем личном ощущении себя, что приводит к драматическому вопросу - если существует больше одной версии тебя, то ты сам-то - кто?
Этот вопрос приводит к вопросу принадлежности. У Хаксли человек не принадлежит самому себе. В Orphan Black же речь идет об отрицательных последствиях подобного мироустройства. Когда клоны начинаются бороться с тем фактом, что их организмы запатентованы, их свобода и самоуважение, которым угрожают создатели клонов, становятся вещественными и ощутимыми.

"Мы не принадлежим себе,
равно как не принадлежит нам то, что мы имеем. Мы себя не сотворили, мы
главенствовать над собой не можем. Мы не хозяева себе." Архипеснослов или ПроКлон? А это вы мне скажите. Десять очков Слизерину, если Рейчел скажет подобное во втором сезоне. (эх, не сказала - прим.пер).
Чтобы справиться и разобраться с подобными трансцендентными вопросами, люди зачастую обращаются к эзотерике или религии. В "Дивном новом мире" и Orphan Black наркотики помогают справиться с тяжестью выбором. В мире Хаксли сома поддерживается на государственном уровне - она помогает отвлечься от печального состояния общества. В Orphan Black мы наблюдаем такое же отношение к фармацевтике. Элисон употребляет препараты, когда ее "клоновость" мешает наблюдать идеальный фасад прекрасной семейной жизни. Бет также употребляла наркотики, которые ей выписывал терапевт, и даже Сара использует кокаин Вика для побега из своей старой жизни - полной суеты и криминала.

Если что-то пойдет не так, всегда есть сома.
Эта идея всеобъемлющей наркотической зависимости прекрасно коррелирует с сай-фай составляющей обеих историй. Пробуждается страх - страх того, чего именно сможет достичь наука в будущем, и как сильно смогут травмировать психику и тело эти достижения.
В роли героя, который собой олицетворяет эти страхи, выступает один из злодеев сериала - доктор Алдос (как и Хаксли) Лики. И, на всякий случай, если эта концепция не будет очевидна, вот маленькое напоминание от всеми любимой секси-шпионки:

Отличная работа в подчеркивании этой параллели, Дельфина. Молодец. Десять очков Шармбатону.
Но, возможно, самая глубокая отсылка находится там, где ее никто и не искал. В самой первой сцене пилота, мы видим, как Сара становится свидетельницей самоубийства Бет. А затем совершает двусмысленный с моральной точки зрения поступок - крадет документы Бет и ее деньги. В этой сцене много чему можно уделить свое внимание - и потрясающе легко отвлечься от того, что станция-то называется Huxley Station (станция Хаксли).

Станция Хаксли - как локация - служит осью, по которой развивается весь сюжет Orphan Black. Все последующие события вращаются вокруг того, что случилось на этой станции. Суицид Бет служит толчком для Сары, катализатором всего случившегося после. Но связь между Хаксли и местом смерти Бет приводит нас к еще более мощным связям.
Смерть Бет именно на станции Хаксли показывает ее в мрачно-ироническом ключе, особенно после того, как осознаешь всю глубину паралеллей между Orphan Black и "Дивным новым миром". По тому, как Бет аккуратно складывает пиджак и туфли мы понимаем, что ее суицид был тщательно спланирован. Бет не оставила себе никакой надежды на благополучный исход, на волю случая, и принимая это во внимание, ее выбор - убить себя именно на станции Хаксли - выглядит практически поэтичным.

"Я - это я; уйти бы от себя"
Смысл помещения отсылки к ОДНМ в самый первый эпизод обращает на себя внимание сама по себе. "Станция Хаксли" - самая первая фраза, сказанная в сериале. Эта фраза вводит Сару в мир Orphan Black, буквально пробуждая ото сна (!!! - прим.пер.), и показывая зрителю на первый взгляд безобидное место - которое чуть позже показывает свою темную, скрытую сторону.
Напоследок важно заметить, что Orphan Black начинается с суицида, когда "О дивный новый мир" им заканчивается. Это, помимо всех прочих кивков и отсылок к "О дивному новому миру" и самому Хаксли, доказывает, что Orphan Black является идеологическим наследником "О дивного нового мира". Сай-фай как жанр никуда не девается, и это хорошо. Ведь он поднимает темы, важные сто лет назад, важные сегодня и важные в будущем.
Дамы и господа, время обратить внимание на ваш телевизор - он не только плавит ваши мозги, но и заставляет их думать.
(с)
перевод Ehwas
Спасибо тебе за статью!! Взволновало мое любящее сердце
Не, я еще со времен выхода "Куба" знала, что Мэнсон талантище, но в ОБ он тоже крутейшую работу проделывает
matfei, мне тоже, ну я вообще очень люблю естественные науки (хоть и дизайнер по образованию) и когда фантастика замешана с чем-то социальным-)
Еще нашла интересную статью io9.com/the-real-life-science-behind-orphan-bla...
Вообще косяки у них тоже бывают - например афазия Рейчел. Моя подруга-биолог говорила, что при подобном поражении мозга афазии не может быть, да и на тумблере такое мнение встречала) А с твоей точки зрения как биолога, много в сериале косяков?)))
спасибо за перевод <3
Не за что=)))
Вообще, нарушения ГМ - это ж самое не объятое!! а потому интересное и склонно вызывать различные полемики)
Насчет ляпов, ты знаешь, вобщем в мелочах они хорошо проработали, на мой взгляд. Мне единственно непонятно зачем было сначало селектировать, а потом пытаться устранить. Ну знаешь, чтоб вырастить здоровое потомство клонов, нужно вывести одного,поработать с его геномом, мутациями последствиями и т.д, а придя уже к совершенному геному - выводить целую популяцию. Они ж сначала наделали клонов с несовершенным геномом, потом их пытаются лечить или как-то изучать, что в принципе не возможно, генетические заболевания не лечатся в постэмбриональном онтогенезе. По идее, все, у кого проявились признаки смертельного генетического заболевания - должны умереть. Понимаешь, за кого я беспокоюсь?)))